Все про ответственность за наезд на пешехода

Ольга, скорость транспортного средства нельзя достоверно определить путем повреждений этого транспортного средства или повреждений трупа. Скорее всего, будут даны вероятностные выводы. Перспективы привлечения водителя к уголовной ответственности в описанной ситуации невелики. Но вот к гражданско-правовой привлечь — гораздо выше, т.к. имеется источник повышенной опасности.

Ответственность пешехода при ДТП

Мне могут возразить, что пешеход может сам нарушать Правила дорожного движения.

Конечно, пешеходы не всегда “пушистые и белые”. Они иногда переходят дорогу в неположенном месте, переходят дорогу на красный свет и т.д. Никто, в таком случае, не снимает вины с пешехода. Водителю в подобных ситуациях не предъявляются претензии в нарушении ПДД. Тем не менее …

Пешеход может внезапно выбежать из зоны ограниченной видимости (из калитки, из-за автобуса и т.д.). Но есть общее правило: “Не вижу, не еду”. Если обзор не велик, то правила и здравый смысл требую двигаться с сообразной скоростью и вниманием.

Вы же не будет упрекать дерево, которое упало прямо перед вами во время урагана, что оно нарушило правила дорожного движения?

Пешеход, это такое же “дерево” в плане ответственности, вашей ответственности за его жизнь. Он мягкий и беззащитный, в противовес вам, находящемуся в тепле и сухости, пристегнутому ремнем безопасности и подстрахованному подушкой безопасности.

Виды наказаний

В результате столкновения с транспортным средством пешеход получает травмы, которые разделяют на:

  • Легкие – когда временная нетрудоспособность длилась меньше трех недель или вовсе обошлось без больничного листа;
  • Средние – если срок лечения больше 21 дня, но потерпевший утратил менее 1/3 общей трудоспособности;
  • Тяжелые или несовместимые с жизнью.

Характер и степень тяжести повреждений устанавливает медицинская экспертиза. От ее результата напрямую зависит – по которому из трех кодексов будет отвечать виновник аварии.

Гражданская ответственность

Виды наказаний

Наступает в случае легкого вреда здоровью потерпевшего, либо вообще без повреждений. Мера гражданской ответственности по ст. 1079 ГК РФ – компенсация затрат на лечение и морального вреда. Суд может освободить от ответственности владельца автомобиля, если он сумеет доказать, что ДТП произошло по вине пострадавшего.

В статье 1082 ГК РФ предусмотрена возможность уменьшения компенсационной выплаты. Основание – сложное материальное положение виновника аварии или в случае провокации ДТП самим потерпевшим.

Административная ответственность

Наезд на пешехода, в результате которого причинены легкие и средние травмы подлежит административной ответственности. Рамки наказания регламентирует ст. КоАП РФ:

Уголовная ответственность

Если в результате ДТП пострадавший умер или стал инвалидом, наступает уголовная ответственность. По ст. 264 УК РФ виновнику грозит:

  • Лишение свободы на срок до 2 лет, ограничение свободы до 3 лет – если жертвой стал один человек;
  • Срок заключения до 7 лет, условно-исправительный срок до 5 лет – если пострадали два пешехода и более.
Читайте также:  Ушиб головного мозга с переломом затылочной кости

Максимальный срок наказания по ст. 264 УК РФ – 9 лет лишения свободы, если водитель был пьян, а пострадавших пешеходов несколько.

Виды наказаний

Также, виновника аварии с тяжелыми последствиями лишают водительских прав на 3 года.

Дополнительная ответственность

В рамках дела о наезде на пешехода или отдельным гражданским иском потерпевшая сторона имеет право подать на взыскание с виновного:

  • Стоимости лечения;
  • Размера недополученного дохода в связи с утратой здоровья;
  • Стоимости поврежденного при ДТП имущества (сумка, наручные часы, телефон и т.п.);
  • Ежемесячного возмещения, если в результате ДТП погиб кормилец семьи;
  • Затрат, связанных с погребением;
  • Компенсации морального вреда.

Что грозит водителю за наезд без причинения вреда

Если в результате медосвидетельствования у пешехода не выявлены даже незначительные повреждения, по нормам КоАП РФ водитель понесет ответственность только за нарушение конкретного пункта правил дорожного движения. Например, если наезд сопровождался нарушением правил движения на пешеходном переходе, либо водитель превысил скоростной режим при движении в населенном пункте.

Для наказания за нарушение ПДД будет составлен протокол, который позже будет являться доказательством при возмещении морального вреда.

При составлении протокола указываются сведения о водителе и пострадавшем, а также иные обстоятельства инцидента. Копия протокола, а также иные процессуальные документы (например, схема места происшествия) будет представлена в суд при рассмотрении иска  о компенсации морального вреда.

Скачать образец искового заявления о возмещении морального вреда

В результате даже незначительного наезда или контакта с автомобилем, пешеход будет испытывать стрессовую и психотравмирующую ситуацию. Возмещение нравственных и психических страданий происходит путем взыскания компенсации морального вреда, для этого применяются нормы ГК РФ, а не КоАП РФ. Компенсация морального вреда не приравнена к штрафу или иной административной санкции, а ее размер может быть определен только на основании всех обстоятельств дела.

Исковое заявление на моральный вред пешеход может подать даже при отсутствии оснований для наказания по КоАП РФ. Рассмотрение таких дел происходит по следующим правилам:

  • исковое заявление подается в мировой суд или суд общей юрисдикции;
  • истец обязан обосновать степень нравственных и психических страданий, а также размер компенсации для взыскания;
  • окончательный размер компенсации определит суд, исходя из всех обстоятельств дела.

Если по факту наезда на пешехода составлялся протокол, и выносилось постановление по КоАП РФ, эти документы будут являться доказательством в гражданском деле. Более того, истцу не придется повторно доказывать факт наезда, а также иные обстоятельства инцидента.

Вид и размер наказания за нарушение ПДД напрямую не влияют на размер компенсации морального вреда. Однако обстоятельства наезда будут учитывать судом:

  • если пешеход сам создал аварийную ситуацию, в возмещении морального вреда может быть отказано;
  • статус и индивидуальные особенности пострадавшего повлияют на размер компенсации – например, психические и нравственные страдания беременной женщины имеют более опасные последствия, поэтому размер компенсации будет выше;
  • если водитель предпринял все меры, чтобы избежать более серьезных последствий и травм, его поведение может повлиять на уменьшение размера компенсации.

Суд вправе самостоятельно определять размер морального вреда, а единых методик расчета законодателем не утверждено.Читайте: Ответственность за скрытие с места ДТП

Читайте также:  Парез диафрагмального нерва у взрослых симптомы и лечение

Поэтому указание в исковом заявлении значительной суммы требований еще не означает, что она будет взыскана с автовладельца.

Судебный акт, определивший сумму взыскания, будет исполняться по общим правилам, если автовладелец не выплатит всю компенсацию в добровольном порядке, будет возбуждено исполнительное производство. Принудительное удержание будет осуществляться за счет заработка водителя, либо за счет его имущественных активов.

Моральный вред может быть взыскан и при наступлении легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью. В случае смерти пострадавшего, за компенсацией могут обратиться члены его семьи и иные иждивенцы. Рассмотрение таких дел происходит также в гражданском процессе, а приговор или постановление суда о назначении мер наказания будут являться доказательством.

Счастливого пути!

Не нарушайте ПДД!Специально по заказу

Читать книгу онлайн: От автора Основные причины ДТП 21 века Глава 1 — Скользкие улицы, иномарки целуются Глава 2 — От дождя приятного не жди Глава 3 — Видимость ноль, идем по приборам Глава 4 — Темным-темно Глава 5 — Отечественный дрифт Глава 6 — Обгон Глава 7 — Перестроение Глава 8 — Разворот Глава 9 — Лоб в лоб Глава 10 — Осторожно, пешеход!Данную книгу ЗАПРЕЩЕНО перепечатывать на другие ресурсы даже с указанием первоисточника. По всем интересующим вопросам обращайтесь к правообладателю ([email protected]).

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЩЕЙ ВИДИМОСТИ И КОНКРЕТНОЙ ВИДИМОСТИ ПРИ НАЛИЧИИ СВЕТА ФАР ВСТРЕЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Подготовительный этап помимо мероприятий, перечисленных выше, включает установление ряда дополнительных данных. По встречному транспорту: – тип транспортного средства (автомобиль легковой, грузовой, трактор, мотоцикл и т.п.); – скорость движения; – полоса движения; – характеристика включенного света (дальний, ближний, подфарники, прожектор и т.д.). Если встречных транспортных средств было несколько, то сведения по вышеизложенному перечню нужно иметь о каждом из них, а также определить дистанцию между ними. По транспортному средству, совершившему наезд: – скорость движения; – характеристика включенного света; – полоса движения; – место наезда; – место разъезда со встречным транспортным средством. На участке проведения эксперимента, предварительно огражденном постами милиции, в месте наезда устанавливается неподвижное препятствие. Линией или вешками отмечается место разъезда (место, где передние части разъезжающихся автомобилей находились на одной линии). Исходя из скоростей движения транспортных средств, встречного V2 (например, 60 км/ч) и совершившего наезд V2 ( например, 40 км/ч), определяют путь, проходимый ими в одну секунду: 60 км/ч – 16.6 м/с; 40 км/ч – 11.1 м/с (см. раздел 5). Разметку участков пути в одну секунду для транспортного средства, совершившего наезд (а; см. рис. 2), производит от места наезда в направлении, противоположном направлению его движения (рис. 2). После произведенной таким образом разметки можно определить время, которое было затрачено транспортным средством, совершившим наезд, на преодоление пути (С1) от места разъезда до места наезда. Например, расстояние от места разъезда до места наезда составило 16.7 метра. Разделив 16.7 на 11.1 м/с получим 1.5 с. Следовательно, от места разъезда до места наезда транспортное средство, совершившее наезд, двигалось в течение 1.5 с. Очевидно, что в течение такого же времени от места разъезда двигалось встречное транспортное средство и его положение в момент наезда будет определяться расстоянием, проходимым им за 1.5 м с его скоростью движения (С2). В рассматривае-мом случае 16.6 м/с* 1.5 с = 24.9 м. Таким образом, передняя часть встречного автомобиля в момент наезда будет находиться в 24.9 м за линией разъезда. От этой точки в направлении, противополож-ном направлению движения встречного транспортного средства, размечаются участки по 16.6 м. Ход эксперимента. Транспортные средства (встречное и совершившее наезд) передними частями устанавливаются на границах участков N 5 05 с учетом полос движения, которые они занимали. С этого положения фактически наблюдается состояние видимости, которое существовало за 5 с до момента наезда. С учетом света фар транспортных средств определяется расстояние общей видимости с места водителя транспортного средства, совершившего наезд. Как правило, возможность видеть препятствие в этот момент отсутствует. Далее транспортное средства перемещаются в начала участков N N 4,3 и т.д. и снова производится определение общей и конкретной видимости. Необходимость последова- тельного определения общей видимости на границах участков обусловлена тем, что по мере сближения транспортных средств величина общей видимости, как правило, сокращается и это обстоятельство должно учитываться при производстве последующей автотехнической экспертизы для решения вопроса о правильности выбора скорости водителем, совершившим наезд. Определение конкретной видимости производится так, как указано в разделе 5. Если транспортных средств было несколько, то их следует перемещать, выдерживая дистанцию, соответственно с транспортными средствами, в отношении которых производится эксперимент. Если будет установлено, что в каких-нибудь точках на пути сближения транспортных средств какое-либо из них меняло режим света, то это обстоятельство необходимо учесть в ходе эксперимента. Следует также полнить о необходимости поддерживать число оборотов двигателей транспортных средств в режимах, соответствующих их скорости движения. При наезде на подвижные объекты без торможения организовать его перемещение и определять конкретную видимость следует так, как указано в разделе 5. Если до наезда транспортное средство двигалось в заторможенном состоянии с образованием следов торможения, то для определения места нахождения его в различные моменты времени необходимо производить более сложные расчеты, чем производились выше и поэтому в этих случаях целесообразно проводить эксперимент по определению видимости с участием специалиста-автотехника.

Можно ли уйти от ответственности

Несмотря на тот факт, что водитель почти всегда виноват, нельзя опускать руки. Человек за рулем отвечает по закону только при доказательстве его вины. При этом он вправе защищать свои интересы. Чтобы избежать несправедливого решения суда, в случае наезда необходимо:

  • оказать медицинскую помощь
  • взять данные свидетелей
  • сохранить видео с регистратора
  • направить запрос для получения записей с камер наблюдения (если имеются)

Чем больше информации о ДТП и доказательств невиновности, тем больше шансов защитить интересы в суде и избежать уголовной ответственности.

Джинейшен - портал о здоровом образе жизни