Возрастные особенности органа зрения и зрительного анализатора

У ребенка в любом возрасте (в т.ч. у годовалого) может развиться близорукость. У детей старшего возраста (от 6, 8 и 10 лет) она обычно появляется из-за высоких нагрузок на глаза из-за школы или длительного пребывания за компьютером.

Причины косоглазия у детей

К основным причинам и факторам риска развития косоглазия относятся:

  • генетические факторы (наследственность);
  • недоношенность, вес при рождении до 2 кг;
  • патология нервной и мышечной систем (рассеянный склероз, миастения и пр.);
  • врожденные аномалии строения глаз, прежде всего глазных мышц;
  • рефракционная аномалия в выраженной степени (близорукость, дальнозоркость, астигматизм);
  • онкопатология нервной или зрительной системы;
  • катаракта;
  • травмы глаза;
  • инфекционно-воспалительные процессы в органах зрения;
  • системные эндокринные заболевания (например, ревматоидные артриты, сахарный диабет и др.).

Если в развитии ребенка присутствует хотя бы один фактор из перечисленных, вероятность формирования косоглазия существенно повышается. Такие дети относятся к группе риска и обязательно должны находиться под наблюдением офтальмолога.

Возрастные закономерности развития скелета. Профилактика нарушений опорнодвигательного аппарата

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ или дошкольных учреждений (4 ч.)

1. Функции опорно-двигательного аппарата. Состав и рост детских костей.

2. Особенности формирования костей кисти, позвоночного столба, грудной клетки, таза, костей мозгового и лицевого черепа.

3. Изгибы позвоночника, их образование и сроки фиксации.

4. Гетерохронность развития мышц. Развитие двигательных навыков у детей. Становление массы, силы мышц. Выносливость детей и подростков. Двигательный режим.

5. Особенности реакции на физическую нагрузку в разном возрасте.

6. Правильная поза в положении сидя, стоя, при ходьбе. Нарушения осанки (сколиоз, усиление естественных изгибов позвоночника – лордозов и кифозов), причины, профилактика. Плоскостопие.

7. Школьная мебель. Гигиенические требования к школьной мебели (дистанция и дифференция). Подбор, расстановка мебели и рассаживание учеников в классе.

Функции, классификация, строение, соединение и рост костей

Скелет – совокупность твердых тканей в организме человека – костной и хрящевой.

Функции скелета: опорная (к костям прикрепляются мышцы); двигательная (отдельные части скелета образуют рычаги, которые приводятся в движение прикрепляющимися к костям мышцами); защитная (кости образуют полости, в которых располагаются жизненно важные органы); минерального обмена; образования клеток крови.

Химический состав кости: органическое вещество – белок оссеин, входящий в состав межклеточного вещества костной ткани, составляет только 1/3 массы кости; 2/3 ее массы представлены неорганическими веществами, в основном, солями кальция, магния, фосфора.

В состав скелета входит около 210 костей.

Строение костей:

надкостница, состоящая изсоединительной ткани, содержащая кровеносные сосуды, питающие кость; собственно кость, состоящая из компактного и губчатого вещества. Особенности ее строения: тело – диафиз и два утолщения на концах – верхний и нижний эпифизы. На границе между эпифизом и диафизом находится хрящевая пластинка – эпифизарный хрящ, за счетделения клеток которого кость растет в длину. Плотная соединительнотканная оболочка – надкостница помимо сосудов и нервов содержит делящиеся клетки, остеобласты. Благодаря остеобластам происходит утолщение кости, а также заживление костных переломов.

Различают осевой скелет и добавочный.

Осевой скелет включает скелет головы (череп) и скелет туловища.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, при котором формируется т. н. «сколиотическая осанка». Признаки сколиоза: сидя за столом, ребенок сутулится, наклоняется на бок. При сильно выраженных боковых искривлениях позвоночного столба плечи, лопатки и таз асимметричны. Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. Врожденные сколиозы встречаются в 23 % случаев. В их основе лежат различные деформации позвонков: недоразвитие, клиновидная их форма, добавочные позвонки и т. д.

К приобретенным сколиозам относятся:

1) рахитические, проявляющиеся различными деформациями ОДА из-за дефицита в организме кальция. Их причиной являются мягкость костей и слабость мышц;

2) паралитические, возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении;

3) привычные (школьные), причиной которых могут быть неправильно подобранный стол или парта, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей, сумок, а не ранцев, длительное сидение за столом или партой и т. д.

На долю приобретенных сколиозов приходится около 80 %. При сколиозах отмечается асимметрия плечевого пояса и лопаток. При совместно выраженных лордозах и кифозах – выдвинутая вперед голова, круглая или плоская спина, выпяченный живот. Различают следующие виды сколиозов: грудные правосторонние и левосторонние, грудопоясничные.

Как остановить близорукость?

У ребенка с миопией происходит нарушение обменных процессов и кровообращения, что приводит к дистрофии в склере. Именно поэтому для близоруких детей очень важна физическая активность, занятия спортом, прогулки на воздухе. Обязательным условием является устранение инфекционных заболеваний. Рацион питания ребенка обязательно должен содержать витамины.

Прогрессирующую близорукость можно лечить с помощью рефракционной терапии с использованием ночных линз, которые позволяют исправить зрение. Другие методы являются неэффективными.

С помощью ночных линз можно изменить форму роговицы, она приобретает плоскую форму. Днем роговица сохраняет новую форму, изображение фиксируется на сетчатке, как у здорового человека. Результат подобного метода схож с лазерной коррекцией зрения — подробнее. Линзы подбираются в зависимости от особенностей строения роговой оболочки.

Есть популярные методы, как восстановить зрение у ребенка при близорукости:

  • Регулярно выполнять упражнения для глаз – способ заключается в напряжении и расслаблении глаз.
  • Прием витаминов и биодобавок — см. список рекомендованных витаминов при близорукости.
  • Физиопроцедуры – по назначению врача.
  • Ограничить просмотр телевизора и игру на компьютере.
  • Обеспечить нормальное освещение на рабочем месте ребенка.
  • Контролировать рацион питания.

Терапевтические основы

Благодаря ранней диагностике и лечению можно существенно улучшить зрение. Если глаз не лечить, то в худшем случае может развиться функциональная слепота (существенное снижение остроты зрения в одном глазу без видимой причины; глаз, зрительный путь, нерв и зрительные центры мозга — в порядке).

Лечение амблиопии у детей осталось неизменным с 1743 года. Терапия основана на принципе окклюзии и правильной коррекции. Основополагающее значение окклюзии заключается в повышении остроты зрения не прикрытого глаза, уменьшении ингибирования не прикрытого глаза и предотвращении аномальной ретинальной корреспонденции.

В любом случае ребенок должен иметь точную коррекцию на оба глаза. Каждое утро родители должны дать малышу окклюдер и очки. Определить необходимую продолжительность ношения окклюдера (сколько часов в день и дней в неделю) должен врач.

Терапевтические основы

Ношение оклюдера заставляет «ленивый глаз» работать

После снятия окклюдера кожа должна быть хорошо очищена с мылом. Затем нанесите детский лосьон, крем или масло, которое успокоит кожу. Целесообразно проконсультироваться с педиатром или дерматологом о виде крема, который поможет предотвратить аллергические реакции.

Однако использования только очков и окклюдера недостаточно. Для амблиопии у детей лечение предполагает специальные упражнения, лечится также при помощи плеоптических тренировок под наблюдением родителей, по крайней мере до 10-12 лет.

Тренировки проводятся около 30 минут в день, у детей младшего возраста упражнения разбиваются на более короткие периоды. Речь идет о совершенно не требовательной деятельности: ребенок нанизывает бисер, вырезает, раскрашивает, составляет конструктор, играет в игры на компьютере.

Старшие дети могут читать и писать. Кроме того, важную роль играют двигательные игры. Наиболее распространенные включают: вышибалы, гандбол, баскетбол, настольный теннис, сквош. Подходит ходьба вдоль линии и футбол.

Внимание! Во время ношения окклюдера ребенок не должен ездить на велосипеде!

Терапевтические основы

Другим вариантом является использование страбологических и плеоптических кабинетов для активной тренировки зрительной системы. Специалисты могут предложить ряд интересных методов тренировки.

Нужно постараться сделать оклюдер симпатичным, чтобы ребенок не отказывался его носить

Как выявить наличие проблемы

Объективный симптом заболевания, наблюдаемый визуально – асимметричное положение роговицы по отношению к краям век. Оба или один глаз постоянно отклоненные в сторону (чаще носа) или «плавают».

Читайте также: 

Если такое явление наблюдается у грудных детей, оно может исчезнуть само собой к шести месяцам.

У детей до 3-4 месяцев из-за особенностей строения черепа (из-за широкой переносицы или наличие кожной складки в назальной зоне глаза) создается впечатление косоглазия, хотя на самом деле его нет. Через несколько месяцев это визуальное представление исчезает. Если при взгляде на ребенка кажется, что у него косоглазие, но глазодвигательные нарушения при этом отсутствуют, значит, имеет место ложное косоглазие, которое не требует лечения. Но чтобы быть совершенно спокойным, желательно провести серию тестов, – дифференциальную диагностику, позволяющую различить истинное и ложное косоглазие. Истинную глазодвигательную патологию может установить только врач.

Как выявить наличие проблемы

Визуально определить косоглазие у младенцев непросто.

Чтобы разрешить все сомнения относительно зрения ребенка, его нужно время от времени показывать офтальмологу. Первые профилактические осмотры детей проводятся в 2, 6 и 12 месяцев, затем один раз в год – до сих пор, пока ребенку не исполнится 7 лет. Если во время этих осмотров офтальмолог выявит косоглазие, он назначит ребенку с собой режим посещения врача.

Как лечить?

Наиболее оптимальный возраст, чтобы пройти лечение астигматизма – до 15 лет. В этот период глазные яблоки еще растут и эффективно поддаются консервативным методам. Операционное вмешательство и лазерная коррекция оптимальны после восемнадцати, чтобы не нарушить природное развитие глаз.

Лечение с помощью очков

Как лечить?

Лечить астигматизм с помощью очков – наиболее просто и дешево. Подбираются специальные линзы с цилиндрами, которые позволяют постепенно откорректировать зрение. Среди минусов – невозможность занятием спортом, может присутствовать нежелание ребенка носить очки и ограниченность бокового зрения.

Первое время малыш может мучиться головными болями, но в течение недели данная симптоматика проходит. Если же нет, необходимо обратиться к врачу, ведь есть риск некорректно выбранных очков. Если у ребенка смешано два вида астигматизма на разных глазах, в оправу подбираются разные линзы.

Линзы

Данный метод используется, когда лечится астигматический дефект до 1,5 диоптрий. На ночь надевают специальные твердые линзы, с помощью которых исправляется кривизна роговицы.

Как лечить?

Лазерная коррекция

Аппаратное лечение с помощью лазера является эффективной альтернативой операции. Проходит под местной анестезией с помощью капель, не требует наложения швов и реабилитационного периода. К обычному ритму жизни можно вернуться сразу после процедуры. На текущий момент наиболее распространенный аппарат – Lasik. Качество зрения становится лучше через пару часов после процедуры, а полное восстановление достигается через неделю. Эффективно, когда лечится смешанный тип астигматизма.

Профилактика

Для предупреждения или торможения развития астигматизма доктор Е. Комаровский советует придерживаться правил:

Как лечить?
  1. Соблюдать режим отдыха и работы. Каждые полчаса говорите ребенку делать гимнастику глаз, отдыхать от сосредоточенной работы.
  2. Можно помассировать глазные яблоки.
  3. Важно следить за освещением при учебе, чтении. Использовать настольную лампу, избегать ламп дневного света.
Джинейшен - портал о здоровом образе жизни